– Как вы относитесь к предложениям установить пониженные ставки или освободить от НДС услуги, оказание которых не требует больших материальных затрат?
- НДС – это налог, который платит конечный потребитель. Поэтому политики, которые во многих странах выступают за сниженные ставки НДС, обосновывают это интересами потребителей, а не производителей и торговли.
В Узбекистане полтора года назад снизили ставку налога с 20% до 15%. Кто-нибудь из потребителей почувствовал реальное уменьшение цен на 5%? По абсолютному большинству товаров и услуг цены не снизились. Не подешевели и импортные товары, по которым с января 2021 года отменили акцизы. Это говорит или об отсутствии конкуренции, или о том, что потребитель готов платить эту цену, и розница не собирается ее снижать.
Предположим, освободим мы туристические услуги от НДС… Абсолютно уверен, что это не приведет к снижению цен на 15%. Во-первых, мы не сможем дать такие же льготы всем контрагентам туркомпаний (автоперевозчикам, общепиту, поставщикам электроэнергии, газа и т.п.), и себестоимость услуг повысится. Во-вторых, есть рыночные цены на гостиничные номера – от 250 тыс. сумов до нескольких млн сумов – и никто их понижать не будет.
Есть эффективная альтернатива снижению ставки НДС – государство выплачивает инвесторам субсидии на строительство и оснащение новых гостиниц. Так, на в 4-звездочную гостиницу со 100 номерами инвестор получит субсидию в размере 6,5 млрд сум. Таким образом государство стимулирует выход на рынок новых гостиниц, что должно подстегнуть конкуренцию и действительно снизить цены.
При этом, как показала практика, есть иной способ помочь бизнесу – увеличивать сроки уплаты налога в бюджет. НДС, который бизнес берет с покупателя, – это деньги бюджета. Уплачивая налог до 20 числа следующего месяца, вы фактически пользуетесь беспроцентным кредитом со дня получения денег от покупателя до даты перечисления НДС в бюджет. А если увеличить этот срок, обязав платить налог раз в квартал? Срок пользования беспроцентным кредитом увеличится в 2–3 раза.